Существует три вида адаптации:
Адаптация легкой степени. Продолжительность ее колеблется от 20 до 30 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита с восстановлением через 10 дней, сон восстанавливается в течение 7-10 дней, эмоциональное состояние и речевая активность – через 15-20 дней. Нарушений взаимоотношений со взрослыми не наблюдается. Заболеваний в связи с адаптацией не возникает.
Адаптация средней степени тяжести. Продолжительность этого периода может быть от 30 до 40 дней. Сон и аппетит нормализуются в течение 20-30 дней, эмоциональное состояние и речевая активность восстанавливаются в течение 20-40 дней, двигательная активность – через 30-35 дней. Взаимоотношения со взрослыми, как правило, не нарушаются. Возможны случаи заболеваний острыми респираторными инфекциями.
Адаптация тяжелой степени. Длится от двух месяцев и более. Этот период может сопровождаться многочисленными заболеваниями ребенка (4-12 раз в течение первого года), сопровождающимися осложнениями. Возможно длительное неадекватное поведение ребенка, граничащее с психоневротическим состоянием. Ребенок начинает отставать как в умственном, так и в физическом развитии.
Для того чтобы максимально облегчить период адаптации ребенка к дошкольному учреждению необходимо:
- приблизить домашний режим к тому, который будет в детском саду;
- отучить ребенка от вредных привычек: укачивание перед сном и использование пустышки, научить малыша кушать самостоятельно;
- постепенно приучать ребенка к общению с другими детьми и взрослыми;
- готовить дома разнообразную пищу, по составу и способу приготовления приближенную к предлагаемой в дошкольном учреждении.
Прививать ребенка согласно календарю профилактических прививок рекомендуется не позже чем за месяц до поступления в дошкольное учреждение, либо через 1-1,5 месяца после.
Кроме того, привыкание ребенка к детскому саду должно быть постепенным и начинаться с нескольких часов в день. Рекомендуется неделю или две (в зависимости от поведения ребенка) равномерно увеличивать время пребывания, затем хотя бы в течение первого месяца посещения дошкольного учреждения ребенка следует оставлять до дневного сна. И только потом ребенка безболезненно можно оставлять в группе на полный день.
Родителям следует помнить, что какие бы советы по адаптации ребенка к дошкольному учреждению они не выполняли – все это не будет иметь смысла при их собственном неправильном поведении. Взрослый должен вселять в своего ребенка уверенность в необходимости посещения детского сада. Ни в коем случае нельзя переживать, расстраиваться при расставании и показывать это своему ребенку. Переживания и неуверенность взрослого будут непременно передаваться малышу и, естественно, осложнит процесс адаптации.